Новости – Общество
Общество
Яблокитай
Фото: Юлия Хузина
В полилингвальном детском садике Казани трехлетние дети учат китайский, играя и поедая фрукты
24 июня, 2014 17:21
5 мин
– Нихао! Нихао! — ладошки складываются в намасте, головки склоняются в приветствии. Это малыши открывшегося в Казани полилингвального детского садика «Бала-Сити» спешат на занятия по китайскому языку.
– Нихао! Здравствуйте! — приветствует их преподаватель Хайбинь. Он из Китая, учится на третьем курсе филологического института Казанского федерального университета, будет специалистом по межкультурным коммуникациям. Хайбинь совсем не похож на строгого учителя, для малышни он скорее старший брат — улыбчивый, спокойный, веселый. Рядом с ним и трудное учение — сплошная увлекательная игра. Никаких строгостей, правил, нотаций. Хочешь — на полу сиди, хочешь — яблочком перекуси или прогуляйся по комнате. Иначе быть не может, ведь предмет трудный — китайский язык. А ученикам всего три года от роду.
Дальнейшее двухчасовое общение — только на китайском.
– Встанем в кружок, — хлопает в ладони Хайбинь, — побежали, побежали! Считаем пальчики: один, два, три! Милана, Поля, как будет «два»? Что-то мы не расслышали, повторите нам!
– А теперь песенку поем: Маленькая птичка прилетела в садик…
Хор малышовых голосов уверенно подтягивает, старательно выговаривая труднопроизносимые китайские слова.
Небольшой перерыв, и снова китайский. Занятие посвящено культуре этого народа. По этому случаю ребятишки облачаются в китайские национальные костюмы. В комнату для занятий вносят на тарелках угощение, и ребятишки весело учатся есть палочками. Самая серьезная (по мнению взрослых) часть урока — китайская каллиграфия. Малыши знакомятся с иероглифами и пробуют их зарисовывать. В китайском иероглифы обозначают не только конкретные слова, но и абстрактные понятия. Как маленькому ребенку это усвоить? Но воспитанники «Бала-Сити» уверенно демонстрируют возможности своего развития.
– Мы сейчас поедем на поезде, строимся паровозиком! — предлагает Хайбинь, раскладывая на полу листы бумаги с разными иероглифами. — Вот этот что значит? Правильно — хорошие дела, добро. Берем его с собой? Конечно! А этот иероглиф? Плохие дела, зло — мы его оставляем, с нами не поедет!
Все довольны.
Видно, что дети нисколько не устают, ведь учеба для них — игра.
– У вас в «Бала-Сити» еще и татарский с английским дети учат, про эти языки понятно. Но почему китайский? — спрашиваем у заведующей детским садом Альбины Насыровой.
– Когда мы решали этот вопрос, у некоторых тоже были такие сомнения, — рассказывает Альбина Мунировна. — Но мы решили: нужно чутко слышать время, ловить новые тенденции. Наши ребятишки станут взрослыми людьми лет через 15. Каким будет мир? Думаем, что это будет время все более расширяющихся возможностей, обширных политических, экономических и культурных связей. Дети до шести лет — по природе своей полиглоты. Они с легкостью усваивают 3–4 языка одновременно. Китайский язык, его графика необыкновенно развивают ребенка, учат его абстрактно мыслить. Прикосновение к национальной культуре, особенно такой богатейшей, как китайская, очень обогащает мир человека, даже такого маленького. Он будет убежден: нет ничего чуждого, он будет знать и уважать традиции любого народа. Лучше и быстрее всего это воспитывается через язык, культуру.
Мир вообще сейчас переживает настоящий бум интереса к китайской цивилизации. В разных городах, в том числе и в Казани, наметился ажиотажный спрос на курсы китайского языка, на индивидуальных преподавателей. Это мировой тренд, его нельзя не учитывать. И не только потому, что Китай становится мощнейшей экономической державой мира. Думаю, что западная цивилизация сейчас ощутила острую потребность в восточном гармоничном подходе к жизни. Эти традиции ярко демонстрирует Китай.
– Вы занимаетесь по уже апробированным методикам?
– Для дошколят таковых в России пока не существует, мы искали сами. Мы только начали работать, а многие города уже просят поделиться опытом — такой большой спрос. Когда мы готовились, решили использовать самые передовые и современные наработки в области обучения китайскому языку. Огромную помощь в этом нам оказала доктор филологических наук профессор Второго Пекинского университета мисс Чжан Хуэйцинь. Есть у «Бала-Сити» и свой научный консультант — доктор педагогических наук профессор Резеда Мухамедшина. Такое мощное совместное научное обеспечение позволяет нам правильно организовывать процесс обучения, вводить новые методики. Их девиз — обучать через игры, сказки, песни, театральные постановки.
– Китайский считается одним из самых трудных для изучения языков из-за особенностей произношения, которые не может отобразить самая совершенная транскрипция…
– Поэтому мы сразу четко установили: детей должен учить только настоящий носитель языка, который не смотрит в транскрипции, а учит наших детей так, как его самого учили на родине. Будем придерживаться этого правила и в будущем.
– Кем вы видите своих выпускников в далеком будущем? Переводчиками, востоковедами?
– Наши дети могут избрать любой путь в жизни, даже не связанный с китайским языком или Китаем. Хотя в этом направлении сейчас развиваются широкие связи, специалисты понадобятся. Особенно в Татарстане, где Китай будет строить свои предприятия и осваивать целые отрасли. Это подчеркнул президент республики Рустам Минниханов, который побывал у нас на открытии садика сразу после своего визита в Поднебесную в составе российской правительственной делегации. Дети спели ему китайскую песенку, и Рустам Нургалеевич был удивлен успехами дошколят.
В первую очередь мы видим своих воспитанников людьми с широким кругозором, людьми мира, Земли, которые уважают другой народ так же, как и свой.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости