Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«В одиночку Рождество не празднуют»

На Руси вертепы стали делать в XVI веке, эта традиция пришла к нам из Малороссии, позаимствовавшей их из культуры Польши. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»

Культуролог Ольга Пехтелева — о старых и новых традициях празднования православного Рождества Христова

Наталия Федорова
6 января, 2016 16:55
9 мин
Все новогодние каникулы в музее истории Благовещенского собора Казани открыта выставка «Свет Вифлеемской звезды», посвященная Рождеству Христову. Здесь впервые  представлены домашние вертепы, а также рождественские иконы, богослужебные книги и открытки, которыми казанцы обменивались в канун Рождества до революции. Создатели выставки изучили архивные материалы казанских библиотек, музеев и частных коллекций, чтобы познакомить современников с культурой православного празднования Рождества в дореволюционной России в целом и Казани в частности. О том, как изменились за последние века рождественские традиции, «Русской планете» рассказала руководитель музея, культуролог Ольга Пехтелева.
Ольга Александровна, почему у выставки такое название?
– Ее сквозной темой проходит главный тропарь праздника Рождества «Волхвы путешествуют со звездой». В Вифлееме Дева Мария родила своего младенца в пещере, куда обычно загоняли скот, спеленала и положила в ясли для новорожденных ягнят. И в это время над пещерой взошла яркая звезда. Евангельский рассказ о необыкновенной звезде уже две тысячи с лишним лет волнует человечество. Что это? Церковь согласна с разными версиями происхождения этой звезды. В древние времена появление звезды всегда было сопряжено с появлением необычного человека, судьба которого перевернет мир. Считается, что о грядущем Рождестве Мессии говорится в Ветхом Завете, в Книге Чисел: «Восходит звезда от Иакова».
И первыми, кто пришел поклониться Христу по наитию ангелов — это обыкновенные пастухи, и это говорило о том, что младенцу в будущем суждено пасти все человечество. Затем пришли волхвы — мудрецы с Востока, и вела их за собой звезда. Три волхва разновозрастны, по преданию, и представляют три поколения людей и три рода племен человеческих — потомки Сима, Хама и Иафета. Они символизируют все народы, которые пришли и придут к Христу. Приносят дары — ладан, золото, смирна. Золото — как царю, ладан — как Господу, ибо он используется в богослужениях, и смирну — как тому, кто потерпит смерть за грехи людей, ибо ею как благовонием помазали особенно почитаемых умерших.
А какое место занимают в культуре православного Рождества вертепы?
– Вертеп — это и есть тот грот, куда был положен богомладенец Христос. Впервые рождественский вертеп появился на Западе, в Италии, в X веке, еще до великого раскола на западную и восточную церкви. Тогда Библия существовала только в дорогих рукописных вариантах. И чтобы донести до людей евангельское послание, использовался театр. И если все сюжеты, связанные с другими библейскими историями, разыгрывались людьми, то Рождество — куклами, причем очень большими, в рост человека, которыми двигали кукловоды. Но это было неудобно, и постепенно куклы уменьшались, пока не стали такими маленькими, что помещались в специальный ящик в форме храма. Так рождается вертеп.
К нам на Русь он приходит в XVI веке из Малороссии, позаимствовавшей его из культуры Польши. Но на Руси вертеп видоизменяется. У нас отношение к нему более теплое, приветствуется вертеп, сделанный своими руками. Чаще всего вертепы изображают сцену в гроте, когда в него входят волхвы — вельможи из Персии и Аравии, старец Мельхиор, розовощекий и безбородый Гаспар, мужчина зрелого возраста Валтасар. Они вошли в грот и увидели святое семейство — Иосифа, Богоматерь, младенца, пали на колени и поднесли Ему дары.
Елка на выставке украшена только снедью. Это ведь не случайно?
– Ель как символ неувядающей жизни участвовала в праздновании Рождества и до Петра I, но только при нем на Русь из Германии пришла культура убранства ели. И наша елка в экспозиции украшена так, как это было принято до 1917 года. Искусственные украшения тогда считались признаком бедной семьи. Вешали исключительно снедь — печенье, гирлянды из конфет, цитрусы, расписанные яблоки, орехи, корицу, бадьян. Все это делали сами, вместе с детьми.
– Как раньше проходили рождественские празднования?
– В Сочельник, 6 января, до вечерней звезды, звезды Вифлеемской, у нас не принято было ничего кушать, за исключением сочива, проросшей пшеницы или риса. Вечерняя звезда в нашем случае — не астрономическое явление, а начало пения тропаря «Волхвы же со звездою путешествуют» в храмах. Культура православного Рождества — это культура обильного застолья, и это не простой стол, а подношение, это символ соборного мышления, которое определяет сознание православного человека. В одиночку Рождество не празднуют. Поэтому стол накрывали с избытком, даже самые бедные семьи. Гость был благословением, посланным от Бога. За столом родители рассказывали  о том, как древние волхвы пришли поклониться богомладенцу Иисусу Христу и принесли Ему подарки. Затем следовал обмен подарками, потом начинали кушать. Так дети с малых лет перенимали от старших культуры дарения, щедрости. После Сочельника, в ночь, совершалось богослужение. А с завершением богослужения в церквях на Руси была традиция славить Христа. Из дома в дом ходили христославы — молодые люди и дети — со «звездой» на шесте. Изготовляли ее из чего могли — вплоть до мочала. Пели церковные гимны, народные колядки.
Рождество в нашей традиции принято называть матерью всех праздников. Мы даже летоисчисление ведем от Рождества Христова. Это семейный праздник, который собирает вокруг себя людей, дарит радость, тепло и ощущение тихого-тихого торжества внутри самого человека.
Дарить ангелочков — это западная традиция. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
Дарить ангелочков — это западная традиция. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
А в нынешний век возможна такая «тихая радость»?
– Церковь неизменна, и в этом ее главная сила, ведь мы служим Тому, Кто не меняется. Но жизнь верующих меняется, хотя я знаю многих, кто старается следовать традициям. Сейчас все больше людей приходят на ночное богослужение. И справиться с убыстряющимся темпом жизни нам мог бы помочь тот багаж традиций, который сегодня лежит под спудом и нам не известен. Праздник Рождества — это праздник рождения, и каждый должен что-то отдать, сделать доброе дело. Испечь пироги и принести в храм, поделиться с прихожанами. Вот вам и Рождество. Вот вам и волхвы. Можно снять трубочку и набрать несколько номеров пожилых людей и поговорить с ними. Для них ваше слово может быть целительным. И у них возникнет тихая радость. Тихая — потому что она не ведет к страстям, она внутри.
Изучая материалы, вы наверняка узнали интересные подробности празднования Рождества в Казани?
– Да. В Казани религиозных шествий не было, поскольку уличное освещение появилось поздно. Но устраивались гуляния на Черном озере. У нас в экспозиции распечатана удивительная фотография «Катание на Черном озере». Это Студенты Казанского имперского университета на катке. Гуляния начинались с Рождества и длились всю Святочную неделю. Наиболее популярными  были гуляния именно на Черном озере, там заливался каток, там была главная городская елка, туда приходили семьями, там играла музыка.
Была такая невероятно популярная форма досуга как гостевание, и Казань была известна именно святочными гостеваниями. К ним готовились чуть ли не с сентября — заготавливались столы, подарки,  спальные места, потому что гостевали не один день, приезжали издалека. Это была роскошная форма досуга. Казань до революции была хлебосольным, гостеприимным, очень вкусным городом, куда приезжали гостевать и развлекаться.
А какой была и стала культура дарения в Рождество?
– В советские годы в связи с тотальным дефицитом было принято дарить предметы быта. Впрочем, практичность у нас в стране ценилась всегда — в отличие от Запада, где принято дарить безделушки на память. До революции на святочные гостевания богатая семья — купеческая, аристократическая —  приезжала с обозом, груженым снедью и подарками. Дарили то, что очень хорошо умела делать хозяйка дома. Пироги, подушки и одеяла, набитые пухом домашних гусей, вышивка, вязание, отрез полотна. Казань — это изделия из кожи: ичиги и татарские тапочки — царский подарок. Ценилось мыло казанского завода братьев Крестовниковых, нынешнего «Нефис». Прекрасным и дорогим подарком были кружева из Казанского Богородичного женского монастыря.
Позднее из Петербурга, из-за границы, начали привозить объемных маленьких ангелочков. Но это не наша традиция. Ангелочки — эдакие милые детки. Но с позиции православия, образ ангела сокровенен. Мы воспринимаем надмирное пространство как наследники Византии и изображаем его на плоскости, на иконах. Раньше не принято было дарить иконы. Их заказывал сам глава семьи. Сегодня дарят книги, календари. Проникает фастфуд, и мы отходим от традиции сорока блюд, которые выставлялись на рождественский стол. Но на уровне семей внутри Церкви это отчасти сохраняется.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ