Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Умный человек никому не нужен: от него мало любви»

Камерный балет «Пантера». Фото: Сергей Рейдер
Балетмейстер Наиль Ибрагимов — о сложном языке современного искусства и поиске себя
Наталия Федорова
18 мая, 2016 19:22
9 мин
На днях в Казани завершился Восьмой международный фестиваль танцевального перфоманса «Теловидение». Его бессменным инициатором и организатором является знаменитый муниципальный камерный балет «Пантера». Это единственный в Татарстане профессиональный коллектив в области современной хореографии, именуемой во всем мире как Сontemporary dance. Созданный в 1993 году, театр стал за это время лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов, а по итогам отбора европейской комиссии «Интраданса» вошел в семерку лучших танцевальных групп страны. «Русская планета» встретилась с художественным руководителем «Пантеры», заслуженным артистом Татарстана Наилем Ибрагимовым, и он рассказал о том, как сегодня развивается хореография, и что может дать человеку современное искусство.
Наиль Рафаэлевич, чем современный танец как способ познания человеком себя отличается от классического балета?
– Классический балет родился в эпоху классицизма во Франции, чем и обусловлено его внимание к красоте линий. Ему свойственно стремление создать хореографические структуры, всегда устремляющиеся вверх. Это выразилось хотя бы в том, что танцовщики ходят на пуантах, с помощью которых вся телесность как бы приподнята.  Классический балет, конечно, исследовал физиологию человека, танцовщика целенаправленно готовили к тому, чтобы он мог, к примеру, сделать высокий прыжок с «баллоном», что требовало особой собранности его тела, которая достигалась серьезной мышечной работой. Свод правил балетного академизма, который создал хореограф Петипа, требовал определенного танцора, который мог бы делать высокие поддержки на вытянутой руке, мог бы прокрутить большое количество пируэтов. И в каком-то смысле классический балет стал превращаться в цирк, где демонстрируются сложные элементы.
Эта тема интересна и сегодня. Но современная хореография — это новый взгляд, ушедший далеко вперед от эпохи классицизма. События последних столетий, а особенно XX века, открытия в искусстве и науке, заставили человечество кардинально пересмотреть свои взгляды на мир и задаться вопросом: кто я такой, какова моя природа? И хореографы обратились к восточным практикам — йога, ушу, боевые искусства. Восток далеко продвинулся в исследовании телесной природы в отличие от Европы, которая всегда стремилась больше к визуальным красотам.
История contemporary также тесно связана с распространением идеи демократии. Танцовщица Айседора Дункан предлагала танец, свободный от каких-то условностей. И эта идея свободного тела не всегда сочеталась с классическим балетом. Таким образом, современная хореография — это следствие изменения жизни общества. Вы видите, как просто сегодня одеваются люди, совсем не так, как в эпоху классицизма. И танцовщики в современном танце уже не встают на пуанты, им не нужны трико и пачка. Потому что мы говорим не об идеале, а о том человеке, который существует сейчас, в сегодняшнем мире.
То есть в эпоху классицизма был определенный идеал человека, а сейчас его нет?
– Дестандартизация. И в этом сила. Хотя, безусловно, и в современном танце есть общепринятые вещи. Техника здесь тоже формируется на базовых понятиях, мы не можем отвергать законы устройства человеческого тела, анатомии.
Какие темы сегодня более других интересуют балетмейстеров?
– Я наблюдаю тяготение — не только у себя, но и у других хореографов — к исследованию связи души и тела. Интересна не просто телесность, а то, как тело связано с душой и внутренним опытом человеческой сущности. В постановках приехавших на прошедший фестиваль «Теловидение» хореографов явно прослеживается осознание, что тело и «Я» не одно и то же. Тело — это мой биокомпьютер. А я есть энергия, душа. То есть происходит растождествление. Особенно это прослеживается в постановках и подходах российских хореографов. Постановки «Шахта» и «Незаконченные письма» исходили из нашего с коллективом поиска ответа на вопрос: что есть мужчина и женщина? В чем их разница и суть? Я надеюсь, что эти спектакли дают противоположному полу возможность понять друг друга, увидеть способы мышления, ролевые установки, побудительные мотивы поведения.
Бытует мнение, что язык, на котором говорит современный танец, сложен и понятен далеко не каждому человеку.
– Мне меньше всего хочется, чтобы зритель думал. Я хочу, чтобы произошел подсознательный резонанс. Если человек не понял или ему не понравился спектакль — это тоже хорошо. Ведь когда мы слушаем музыку, то не пытаемся понять ее, увидеть сюжет. Мне меньше всего хочется, чтобы в моих постановках обязательно прочитывалась какая-то определенная социальная идея, чтобы их оценивали только с точки зрения технических достижений, шоу. И меньше всего нужны громкие дискуссии, потому что за этим шумом исчезает тема, и с людьми после спектакля глубинно уже ничего не происходит.
Наиль Ибрагимов. Фото: Владимир Гурьянов
Мне не интересен зритель, который ищет возможности пойти на балет с танцорами в напомаженных париках и ждет цирковых трюков. Для него танцор, сделавший 32 фуэте, уже подобен божеству. Актер не должен быть богом, он всего лишь, должен быть проводником божественного. Как правило, с шумом оваций все и заканчивается. Человек съел что-то вкусное, что-то испытал, вышел и забыл. Думаю, у современного танца должно быть длительное послевкусие, как у хороших французских духов, которое раскрывается на третьем уровне, соединяясь с запахом самого человека.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы воспринять современный танец?
– Этими качествами обладает каждый. Должно быть просто желание внимать. То, насколько человек может внимать современному танцу, настолько же он умеет внимать другому человеку. Потому что любой другой человек является для него таким же сложным и непостижимым космосом, как и современный танец. Он не сделан для тебя, чтобы ты его понял. Он такой, какой он есть. Современный танец такой, каков есть. Если мы можем внимать современному танцу, мы можем внимать личности и жизни вообще. Стандарты, маски и концепции человеку нужны, только чтобы комфортно жить в узнаваемом пространстве. Можно сказать, что современный танец отображает сложность и неоднозначность современного мира с его обилием знаков и смыслов, в котором живет и осознает себя человек. Этот мир парадоксальный.
Люди боятся современного танца, потому что на таком спектакле они сталкиваются с собой и с тем, что им раньше не объяснили, с тем, что они, может быть, никогда не знали о себе, и у них рождаются непонятные ощущения. Пока люди будут бояться современного искусства, они будут бегать от себя. Именно поэтому современное искусство миссионно необходимо для человечества.
Что важнее в современном танце личность или масса, работающая на общий результат?
– У нас в коллективе важно и то, и другое: артисты общаются между собой, контактируют со зрителем и с собой лично. У нас нет ролей. Роль — это больше масочная история, наш же танцовщик пытается исследовать в танце то, что происходит с ним самим.
А насколько это зависит от жизненного опыта, возраста танцовщика?
– И в Америке, и в Европе работают труппы, где большинству танцоров 50-60 лет. Им есть, что сказать. Это зрелые личности. Они могут даже особо и не двигаться, но они танцуют с такой энергетикой! И зритель на Западе — это тоже зрелый человек. По моим наблюдениям, это еще потому, что у них люди дозревают поздно. До 50-60 лет они больше думают о деньгах, а когда начинают задумываться о смысле жизни, им уже под 60. В России, слава Богу, на постановки ходит и молодежь, это дает надежду на будущее.
Возраст танцовщиков в нашей труппе от 22 до 37 лет. В нашей стране люди постарше в современном танце не остаются в основном потому, что это искусство не сильно поддерживается государством. Государству по большей части не выгодно, чтобы люди осознавали себя. Ему важно, чтобы система работала, человек потреблял и не нарушал спокойствие, поэтому власти не очень приветствуют развитие современного искусства. Во Франции, правда, поняли коммерческую выгодность современного искусства — через это они рекламируют все новое в товарной части. Они поняли, что когда люди восприимчивы новым формам, то они могут купить новый товар.
Наблюдая за жизнью современных людей, что вы можете как хореограф сказать об их телодвижениях?
– Общее впечатление: люди становятся спокойнее и душевнее. Жесты «по понятиям» встречаются все реже. Внутренняя скорость меняется. Это я вижу на примере Казани и Москвы. Но я не люблю делать выводы, основываясь на наблюдениях со стороны. У нас такое искусство — наблюдать изнутри, ощущать тактильно. Я могу сделать вид умного человека. Но мне больше интересен я глупый. Умный человек по большому счету никому не нужен. С ним скучно, от него мало любви. Хочется быть глупее, в этом состоянии возможно развитие.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ