Новости – Общество
Общество
Сверху виднее
Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
Пилоты «ЮВТ АЭРО» — о романтике, семье и будущем авиации
22 сентября, 2015 15:52
11 мин
В июле 2015 года вышла в небо единственная татарстанская авиакомпания «ЮВТ АЭРО». Ее создали на базе бедствовавшей «Ак Барс Аэро», а та, в свою очередь, развивалась на мощностях еще советского Бугульминского авиапредприятия.
«Русская планета» побывала на летной базе новой авиакомпании и пообщалась с пилотами и бортпроводниками.
С радостью на вылет
Летная база «ЮВТ АЭРО» находится в 12 км от нефтяного городка Бугульмы на юго-востоке республики. Сегодня в администрации шумно: я попала на разбор полетов, куда съехались все пилоты и бортпроводники авиакомпании. Мимо ходят стройные красивые бортпроводницы в яркой красно-синей форме, улыбаясь и стуча каблуками. В штате компании 44 пилота и 24 бортпроводника. Кроме летчиков, здесь есть еще курсанты Санкт-Петербургского университета гражданской авиации, приехавшие на практику.
В кабинете летного директора улыбается с фотографии Юрий Гагарин. Сам директор Наиль Хисамиев в авиации с 1988 года, сейчас летает редко: много организационной работы.
– Пока мы выполняем около десяти рейсов в день. Из Бугульмы летаем в Москву (Домодедово). Из Казани летаем в Москву (Внуково), а также в Санкт-Петербург. Перспективным оказалось южное направление — это Симферополь и Сочи. Из Бугульмы планируем летать в Нижневартовск и Санкт-Петербург, — комментирует Хисамиев. — На сегодняшний день загрузка составляет 70%. Хотелось бы больше, но мы только начали работать.
В кабинет заглядывают несколько пилотов, которых вызвали для разговора с корреспондентом.
– У нас очень дружный коллектив, замечательное руководство. Мне очень нравится моя профессия. Я уверен, любого пилота взять в нашей компании — он счастливый человек. С радостью идешь на вылет, — говорит, с некоторой небрежностью расположившись в кресле, молодой командир воздушного судна CRJ-200 Риф Хайруллин. У него хорошо поставленный голос и правильная речь. — Я в семье не один этот путь выбрал. Мой отец был пилотом, оба брата, дяди. По их стопам. В авиации шесть лет. У меня сын растет. И я хотел бы его видеть тоже пилотом.
Командир воздушного судна Сергей Генин. На заднем плане — командир воздушного судна Юрий Симонов. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
– А как вы пережили тот период в 2014 году, когда компания не работала?
– Нас поддерживало руководство. В свою очередь, мы старались поддерживать свою профессиональную подготовку. Продолжали заниматься спортом, потому что пилоту важно быть здоровым. И мы могли длительное время побыть в семье, что в нашей профессии бывает не часто. Отдых пошел нам на пользу.
Когда говорю, что задам последний вопрос, он меня поправляет — «завершающий». Летчики не используют слово «последний», потому что оно связано с выражением «последний путь». Вообще, у пилотов, как оказалось, есть свои суеверия, которые они называют традициями — например не принято фотографироваться перед рейсом.
Небо, самолет, девушка
На просторном летном поле, освещенном уже клонящимся к закату солнцем, знакомлюсь с бортпроводниками. Алена идет с гордо вскинутым подбородком и прямой спиной.
– Вас учат так ходить? — спрашиваю я.
– Нет, — смущается она. — Сами стараемся.
Алена летает четвертый год, но в «ЮВТ АЭРО» устроилась недавно. Говорит, что, вопреки распространенному мнению о том, что у стюардессы не хватает времени на семью, все успевает. Ее сын в сентябре пошел в школу.
– Я думаю, муж уже смирился. Конечно, как и все, переживает. «Ты улетела? Ты мне позвони». «Ты прилетела? Сразу пришли смс». Так и живем.
– А что вас привлекло в этой профессии?
– Конечно же, романтика! Это даже не профессия, это не работа, а жизнь, без которой ты себя не представляешь. Небо, самолет, девушка… Всегда же так. Во всех фильмах и книгах.
– Попадали в экстренные ситуации?
– Первую помощь мы должны уметь оказывать. Бывало, пассажирам становилось очень плохо. По разным причинам. Вплоть до легочной реанимации. И командир принимал решение сажать самолет в другом городе, чтобы спасти человека. Но других случаев не было. В принципе, у нас все спокойно, все хорошо. Пилоты надежные, самолеты исправные, — с улыбкой говорит Алена.
Сергей Генин — командир воздушного судна CRJ-200. Умные голубые глаза, вокруг — лучики морщинок. Мягкий спокойный голос. В 1985 году поступил в Актюбинское высшее летное училище в Казахстане — тогда это было лидирующее летное училище гражданской авиации в стране. Потом приняли в Татарский авиационный отряд в Казани, эскадрилью Як-40. Сейчас у него около 16 тыс. часов налета.
– Солидная техника была в республике в то время, летный отряд был очень большой. После развала СССР гражданская авиация на ноль сошла, — говорит он с грустью. — У нас перестали выпускать авиационную технику. Начали покупать иностранные воздушные суда. Потеряли свои производственные подразделения, заводы. Хорошо, у нас в Татарстане еще работает Вертолетный завод. Но Казанский авиационный завод утрачивает свою былую производительность. А ведь раньше выпускали в год по 20–30 самолетов! Сейчас пытаются восстановить, но нагнать иностранные производства, где выпускают чуть ли не самолет в день, трудно.
– А в работе пилотов что-то изменилось? Их вообще хватает?
– В принципе ничего не изменилось. Летали, как летаем. Изменились некоторые документы. Техника стала усовершенствованной. Но и сегодня главное — безопасность полетов и дисциплина. Что касается нехватки пилотов, здесь то спад, то невероятный дефицит. Допустим, в 90-е годы был большой спад. Пилоты искали себе работу. Потом начался подъем. Росли как пассажирские, так и грузовые авиаперевозки. Сейчас опять спад.
Юрий Симонов из авиационной династии. Его отец был штурманом авиационного полка на Дальнем Востоке, летал на Ту-16, имел боевые награды. Юрий закончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова. Выпустился в 1990 году. Служил в армии, вышел на пенсию. Авиация не отпустила, и решил продолжить свою работу уже гражданским летчиком в Татарстане.
– Как я вижу, все пилоты — семейные люди. Для вас тоже много значит семья?
– Да. Кто такой пилот? Это человек, решения которого влияют на безопасность полетов. Чтобы принимать такие решения, нужно обладать большим объемом знаний, широким кругозором, математическим складом ума, умением анализировать. И, как правило, такие люди успешны не только в профессии. Мы люди семейные. Семья для нас — это тыл. То, что поддерживает. Там чувствуешь себя комфортно, уютно, там можно отдохнуть.
– Какой должна быть жена пилота?
– Умной. Потому что жизнь пилота связана с разъездами. Если женщина непонимающая, то в семье могут возникнуть разногласия. В этом плане мне повезло, моя жена Энже меня полностью понимает и поддерживает. И даже то, что я во второй раз пошел в авиацию, во многом ее заслуга.
– Вас привлек пример отца?
– Было откуда черпать знания о профессии. Но решение принял не только поэтому. По сути, что такое авиация? До 1917 года в России промышленность была на начальной стадии, но потом именно авиация и тяжелая промышленность дали толчок к развитию. Эти высокотехнологичные отрасли вытащили нашу страну. Она стала космической державой. И авиация развивает как государство, так и человека. Это такая отрасль, которая вынуждает совершенствоваться. Пилот все время должен ставить перед собой цели. Я, например, составляю план на пять лет своего развития и иду по нему. Это касается и карьеры. Пилот приходит стажером, дальше — второй пилот, командир, инструктор, руководящая должность и вплоть до министра. Нет предела росту.
Пилоты и бортпроводники «ЮВТ АЭРО» на летном поле аэропорта «Бугульма». Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»
Юрий рассказывает, что раз в год каждый пилот проходит обязательную медкомиссию. Поэтому он должен всегда поддерживать хорошую физическую форму. Вообще все пилоты, отмечает он, занимаются спортом, но на некоторые виды спорта есть запреты. Например на бокс и футбол, где можно получить травму. Также пилот постоянно должен изучать техническую литературу и совершенствовать английский язык, потому что вся документация к иностранным судам написана на нем.
– Чтобы стать пилотом, человек должен перенести много трудностей. Я по армейской школе могу сказать. Четыре года, пока идет обучение, многие видят небо и полеты как конфетку. Красивая упаковка, все хорошо: ты пилот, девушкам нравится, патриотизм, тебе честь и хвала. Но все не совсем так. Это адский, колоссальный труд. Человек проходит этапы: медкомиссию, физподготовку, профессиональный отбор, учебу. Не так-то просто это выдержать. Плюс военная школа требовала дисциплины и достаточно суровых самоограничений. Поэтому кто шел в авиацию, видя красивый фантик, отсеялись. Выпускались те, кто уже знал, что они будут делать и зачем пришли. В гражданской авиации то же самое. Те, кто идет ради престижной работы, материального блага, в конце концов отсеиваются. Просто так деньги не платятся. Риск большой. Человек должен постоянно совершенствоваться, изучать, читать, читать, читать...
– Какую цель сегодня преследуют молодые ребята, желающие стать пилотами?
– Цель одна — владеть профессией. Но в гражданскую авиацию больше идут люди, склонные к хорошему авантюризму — путешествовать, зарабатывать деньги. Это неплохо. В военно-воздушные силы идут патриоты, которые хотят защищать Родину.
– Недавно летели, стоит красивая кучевка, кучевое облако в вертикальном развитии, с барашками, как на лубочной картинке. Мы его обошли, одним крылом сдули. Это красиво. Или, когда пасмурная погода, небо затянуто облаками, солнца не видно. И ты вылетаешь выше 3–4 метров, а там яркое солнце слепит. И внизу остается пелена — ровным слоем идет, не дает пробиться солнечным лучам. Или, когда ночью летишь над какой-то водной поверхностью, и отражаются звезды и луна. И ты оказываешься в окружении небесных тел. Когда летаешь, начинаешь по-другому смотреть на все земные проблемы. Они отходят на второй план. Сверху виднее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости