Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Настоящий коммунизм достигается в раю»

Фото: Наталия Федорова
РП поговорила с 90–летней татарской проповедницей о том, во что люди верят сегодня
Наталия Федорова
25 августа, 2014 13:08
10 мин
Проповедница Рашида Исхакова известна не только в Татарстане, но и во всем мире. К ней приезжают журналисты и мусульманские деятели из разных стран, поскольку она сыграла одну из главных ролей в возрождении ислама и просветительском движении среди татар в России. В республике все зовут ее уважительно Рашида абыстай (абыстай — старшая, зрелая женщина, знающая традиции, обычаи и обряды татар). Во времена СССР она, не имевшая никакого специального образования и не раз получавшая угрозы от НКВД, тайно, на домашних собраниях, обучила основам ислама сотни жителей Казани.
В июле этого года Рашиде абыстай исполнилось 90 лет. Но, как заявила она корреспонденту «Русской планеты», встречая гостей на пороге своего дома в казанском поселке Мирный, повезло тому, кто застанет ее дома: эта энергичная и жизнерадостная женщина почти каждый день ездит по деревням республики, открывает мечети, принимает экзамены. Рашида абыстай говорит только на татарском языке: громко, убедительно, как, наверное, и полагается проповеднику.
Рашида Исхакова родилась в 1924 году в деревне Купербаш Арского района Татарстана десятым ребенком в семье. Она достает огромный холст, на котором изображено большое генеалогическое древо, нарисованное художником по ее проекту. Корнями этого древа являются пять столпов ислама: «иман» (вера), «намаз» (молитва), «ураза» (пост), «закят» (подаяние), «хадж» (паломничество в Мекку). На вершине кроны начертан один из аятов (изречение) Корана. Листва дерева — потомки родителей Рашиды абыстай, которых сегодня уже около 500 человек. «Весь наш род исповедует ислам, все мы многодетны. У меня сегодня больше 120 детей, внуков, правнуков и праправнуков: только у моей последней дочери уже родилось восемь детей и семь внуков. Но если люди неверующие, то их жизнь будет похожа вот на это дерево, нарисованное рядом — сухое и безлиственное», — строго говорит она.
Основам ислама Рашиду абыстай научили родители — по старой дореволюционной книжке, в которой татарская письменность представлена еще на основе арабского алфавита. Эта книга до сих пор сохранилась у Рашиды абыстай — по ней она учила и своих студентов до середины 1970-х годов, пока ей тайно не переслали другую книгу из Ташкента. С трех лет каждый человек в их семье пять раз в день должен был читать намаз – это же правило, говорит она, твердо прививалось потом каждому ребенку в ее роду.
– Религия в то время была под запретом, и нам приходилось закрывать окна плотными шторками, когда мы читали намаз или когда принимали пищу рано утром в пост Ураза. На работе намаз, конечно, не читали, приходилось дома вечером все, что пропустили, дочитывать, — рассказывает она.
В 11 лет будущая проповедница увидела сон: шел дождь, но на небе совсем не было облаков. Маленькая Рашида стояла под этим дождем и ждала стадо с пастбища.
– Я проснулась и маме рассказала этот сон. Она мне объяснила: «Ты будешь известным человеком, будешь распространять учение ислама, проповедовать». Так оно и получилось, — говорит Рашида абыстай.
Она пережила военные годы, смерть первого мужа. Свое призвание как проповедницы она в полной мере осознала, когда переехала жить в Казань, к своему второму мужу, Гумеру. Сначала она рассказывала об исламе на работе, торгуя мороженым и молоком, люди приходили послушать и к ней домой. Также Рашиду абыстай всегда вызывали хоронить людей по мусульманским обычаям. И на поминках, проходивших, по обычаю, на третий, седьмой и сороковой день, Рашида абыстай непременно обращалась ко всем пришедшим со словами о том, как нужно жить по заповедям Аллаха.
– В областном управлении НКВД узнали, что я проповедую, и вызвали меня. Было это в 1970 годы. Угрожали. Я им сказала, что учу не за деньги, не за славу, а потому, что люди портятся от незнания, и я хочу им помочь жить лучше. Мне пригрозили, что я в тюрьме окажусь, если не перестану. А я ответила: сажайте, там тоже много людей, я им расскажу об исламе. Потом меня заставили подписать заявление, что я больше не буду этого делать, и отпустили домой, — рассказывает Рашида абыстай. Но она не прекратила проповедовать: клала Коран на грудь, запахивала плащ и шла по домам учеников.
В 80-е годы, вспоминает она, стало проще. Тогда в Казани начали восстанавливать мечети, и вскоре в одной из них — Азимовской — Рашида абыстай начала преподавать основы ислама официально. Затем были другие мечети, сотни студентов, каждого из которых она учила по три года. Всего у нее было около 20 выпусков, последний в этом году!
Интересно, что, если верить исследованиям, феномен абыстай — женщины, проповедующей ислам — свойственен только татарской культуре. Считается, что он зародился именно в советские времена, после войны, когда не осталось в деревне мужчин, и татарские образованные женщины исполняли роль имама (мусульманского священника), читая Коран по домам, проводя мусульманские обряды.
Рашида абыстай показала двенадцать толстых папок, которые она «завела» на каждого из своих шестерых детей. В них она собирает вырезки из газет, грамоты, письма, все, что свидетельствует об их поступках. Ей есть чем гордиться. Ее сын Гусман Исхаков много лет возглавлял Духовное управление мусульман РТ. Муж одной из ее дочерей тоже был муфтием Татарстана.
Проповеди Рашиды абыстай записаны на дисках, ей принадлежит множество книг-наставлений о том, как читать намаз, поститься, воспитывать детей, жить в браке, и поэтические сборники «на духовные темы».
– Как жить, как быть, как умереть — все тут, — приговаривает она, показывая свои труды. Недавно о ее жизни вышла книга, также готовится к открытию центр Корана в Казани под именем «Рашида».
Интересен даже просто режим дня этой женщины, в 90 лет имеющей столько сил, сколько редко встретишь у молодого человека. Рашида абыстай за всю свою жизнь ни разу не пропустила время чтения намаза — где бы она ни была, в гостях или в общественном месте. Каждую ночь, около трех часов, она встает, чтобы прочитать молитву. По утрам, после омовения, она делает зарядку и совершает утреннюю прогулку. Она избегает пустых развлечений, и по телевизору смотрит только новости.
– Дай Бог и нам, если доживем до 90 лет, сохранить свой ум в такой трезвости, — говорят ее родственники.
Рашида абыстай показала также толстую папку, в которую она собрала разную информацию о том, как должен жить человек — как есть, пить, молиться, верить. Каждому своему ребенку она оставит по такой папке в наследство, когда уже не сможет своим голосом наставлять их по жизни. «Как я умру, все так делай!» — говорит она своей дочери Фариде.
В интервью на вопросы Рашида абыстай отвечает в очень своеобразной, живой, только ей свойственной манере, прижимая ладони к сердцу, всплескивая руками, ласково пожимая твою руку — и сразу завладевая вниманием собеседника. Она поясняет, что преподавание основы веры — это не только и не столько аргументированная передача знаний для ума, это развитие разума, которое происходит благодаря образности в речи проповедника и его убежденности, передающейся с помощью голоса.
– Рашида абыстай, как бы вы объяснили причины появления безрелигиозного государства, каким был СССР?
– Я не хочу вдаваться в политику. Если же говорить о сущностных причинах, то я полагаю, дело в том, что без религии человеку всегда жить проще, легче. Нет никаких жестких правил, которых надо придерживаться. Люди попробовали, и им понравилось. В то же время этот период был дан, я думаю, как испытание: что будут люди делать, когда власть им прикажет отказаться от Бога?
– Что, на ваш взгляд, изменилось в сознании людей за 20 последних лет?
– Очень много изменений. В мечети приходят молодые люди. Отношение к религии стало разумным. Понятно, что вакуум еще не заполнен. Этим можно объяснить и тот факт, что молодые люди, получив в республике основы веры, уезжают повышать квалификацию в арабские страны. Но я думаю, что прошло еще мало времени после безрелигиозного периода в истории нашей страны, и скоро мы наверстаем упущенное.
В то же время сейчас у людей жизнь очень легкая. Наше поколение пережило и голод, и холод, но мы не забывали Всевышнего, несмотря на все тяжести. Сейчас все есть, но я не вижу, чтобы верующих от этого становилось больше. Поэтому делаю вывод, что вера человека не сильно зависит от внешних обстоятельств. Основы веры — вневременные. Не убей, не укради, не обманывай — эти заповеди остаются главными, даже если им обучают детей с помощью компьютера. И только усвоив эти заповеди, человек может стать законопослушным гражданином, мирным соседом, добрым семьянином. В СССР обещали светлое будущее, я же считаю, что настоящий коммунизм, может быть, достигается в раю, в который ведет нас вера.
– Есть много негативной информации в мире о мусульманах. Когда говорят об исламе, нередко называют его «воинственным». Почему этот термин применяется к этой религии?
– Аллах нигде не говорит, что нужно убивать людей и навязывать с помощью насилия свою веру. Почему Бог послал на землю пророков, а не воинов? Потому что изменить людей, донести до них знание можно только с помощью спокойного объяснения. В этом отношении ислам в Татарстане, на мой взгляд, больше всего приближен к истине. В нашей республике мусульмане не воюют с последователями других религий.
– Какой должна быть проповедь, чтобы ее воспринял человек?
– Речь проповедника должна быть мягкой — только так можно достучаться до разума другого человека. Агрессивную проповедь другой человек не услышит, он начнет защищаться. Нужно взять человека за руку, с любовью обратиться к нему, чтобы наставить на правильный путь. Потом, когда слова войдут в сердце человека, у него зародится чувство истины, веры. И только в том случае, если он уже принял ислам, но до сих пор ходит то вправо, то влево, я могу строго, жестко одернуть его, сказать, как нужно поступать правильно. Нужно чередовать любовь и строгость.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ