Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Мало слов, но все понятно

Фото: Любовь Денисова / Русская планета
Как мусульманское кино показывает войну, любовь и гастарбайтеров
Любовь Денисова
24 августа, 2015 07:35
9 мин
5 сентября в Казани стартует XI фестиваль мусульманского кино. На конкурс предоставили более 700 работ, из которых жюри отобрало 50 фильмов из 25 стран. «Русская планета» поговорила с арт-директором фестиваля Альбиной Нафиговой о том, какое кино снимают в мусульманских странах и чем взгляд на киноискусство режиссера-мусульманина отличается от взгляда режиссеров другой веры.
– В названии фестиваля фигурирует «мусульманское кино», но в программе есть работы и режиссеров-немусульман. Так что это за фестиваль?
– Лозунг фестиваля — «диалог культур через культуру диалога». Необязательно быть мусульманином, у нас нет ограничений по вероисповеданию, национальности. Важно, чтобы фильм призывал к общечеловеческим ценностям и максимально был близок к теме диалога культур. Поэтому не стоит воспринимать фестиваль как религиозный исламский. Если на то пошло, то в исламе изображение людей, визуализация образов вообще не приветствуется, поэтому мы отталкиваемся именно от культуры. Наш фестиваль показывает бытие мусульманского мира или достижения кинематографистов-мусульман.
– Есть ли у фильмов общие черты, по которым сразу видно, что снято режиссером-мусульманином о мусульманской культуре?
– Да, например у мусульманских режиссеров присутствует культ старости, они очень любят стариков, умеют их красиво снимать. У них есть культ еды — много и подробно показывают, как готовится пища, как сервируется стол. Мусульманские фильмы немногословные. В прошлом году был фильм «Иван, сын Амира», там героиня попадает в Узбекистан и по возвращении говорит: «Там так мало слов, но все понятно, и они такие важные: небо, солнце, мать, отец и ничего лишнего», — это немногословие вписывается в мусульманскую культуру. Можно крикнуть: «Я тебя ненавижу», — а можно прошептать, да так, что продерет до мозга костей, — вот мусульманское кино выбирает шепот.
Здесь война показывается без оружия, крови и актов насилия, без натурализма, а с помощью художественных приемов. Можно, конечно, шарахнуть вилами по голове, а зачем? Зритель сам это «шарахание» прочувствует, досмотрев до финала.
В мусульманском кино тягучий ритм повествования, оно как восточная сказка, как восточная сладость, которая оставляет долгое послевкусие. Кстати, вслед за европейским кино в мусульманском режиссеры начали снимать не профессиональных актеров, а обычных жителей своей деревни. В этом случае картина приобретает документально-повествовательный стиль, и в этом много интересного, неприглаженного, искреннего.
– Независимо от принадлежности к религии, культуре общечеловеческие проблемы едины — одиночество, любовь, взаимоотношения в семье. Как их прочтение в мусульманских фильмах отличается от европейских?
И тот, и другой режиссеры могут говорить на светскую тему, но есть определенные отличия. Возьмем тему неверности — в мусульманских картинах она крайне редко поднимается. Там может быть неразделенная любовь, или двое любят друг друга, но не могут быть вместе, или внезапно вспыхнувшая страсть, но не в том виде, в котором она представлена в европейском кино. Здесь режиссер обходит острые моменты.
Тема, которая много раз обыгрывалась в европейском и американском кино — папа, воспитывающий дочку один и не понимающий, что происходит с девочкой во время взросления. Только там это комедия, а здесь мелодрама. Через кино ты начинаешь понимать мусульманскую культуру. Я поняла, например, что такое многоженство и почему оно существует. Не просто поняла, а приняла, посмотрев несколько фильмов, где многоженство — это не женское унижение. Это так заведено, это нормальный уклад, и мужчина, который заводит большую семью, заботится не только о своих женах, он заботится о семье каждой жены и о ее родителях.
– Фестивалю уже одиннадцатый год. С 2005 года как-то изменились темы, которые режиссеры поднимают в своих картинах?
– Конечно, мир меняется, и это находит отражение в кинематографе. Десять лет назад это были социальные драмы, фильмы на тему военных конфликтов, в том числе межконфессиональных в Югославии. В этом году мы не касаемся ее прямо, но даем большую подборку в программе «После Югославии».
Активно в этом году заявлена тема женщины — не просто как хранительницы домашнего очага, а женщины, способной действовать, объединять и добиваться успехов. Достаточно ярко заявлена тема гастарбайтеров, проблема приживаемости переселенцев-мусульман в Европе, их адаптация. Интересен в этом плане сюжет фильма «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой. Действие происходит в Москве, главные герои — девушка, приехавшая в столицу из российской глубинки, и гастарбайтер из Таджикистана, которые заведомо ненавидят друг друга, но в итоге понимают, что находятся в одинаковой ситуации — оба чужие в этом городе.
Фото: Любовь Денисова / Русская планета
Очень многие мусульманские страны вовлечены в кровавую пучину войн, революций, развязанных радикальными исламистами, это тоже находит отражение в кино — режиссеры показывают, как традиционный ислам страдает от радикального. Что на людей, сбежавших от войны и нищеты, смотрят с опаской, им приходится постоянно доказывать: «Смотрите, я хороший, я не такой, как они, я не могу отвечать за действия радикалов». Вообще режиссеры стали смелее, более раскрепощенными, тематика фильмов стала шире, начали возвращаться к моменту развала СССР, когда ломались простые человеческие ценности. Фильм «Учитель» Носира Саидова как раз на эту тему. Действие ленты «Колодец» Мансура Васати тоже происходит в советское время.
– Среди режиссеров тоже много эмигрантов. Их точка зрения отличается от тех режиссеров, которые живут в стране, где родились?
– Режиссеров-эмигрантов и их фильмы тоже можно разделить на два направления. Режиссеры, которые живут в Европе, выстроили диалог мусульманской культуры с другими культурами. Они приглашают нас к себе домой, чтобы показать, как они живут, поднимают тему «свои среди чужих». А есть те, которые возвращаются к себе на родину и снимают взгляд со стороны. Не они нас в гости принимают, а мы с ними приезжаем в гости. В этих фильмах присутствует ностальгическая нотка. На передний план выходят какие-то атрибуты, традиции, экзотические для Европы, все пропитано любовью и тоской. И совершенно другой взгляд у режиссеров, которые выросли и живут в мусульманских странах, никуда оттуда не выезжали, они находятся в гармонии с собой.
– А есть в конкурсной программе фильмы татарстанских режиссеров?
– В полном метре это «Рудольф Нуриев. Рудик» Фарида Давлетшина. Посвящен детским годам Рудольфа Нуриева. В «коротком» — «№ 9» Юрия Данилова. Документальный полнометражный фильм о композиторе Софии Губайдуллиной режиссера Степана Белова. Документальная короткометражка «На высокой ноте» Зуфара Хайруллина. И в анимации две ленты: «Салават купере» Даниила Файзрахманова и «Хвосты» Сергея Киатрова.
– Фестивальное кино это особый жанр, его не все любят и понимают. Зрители, которые приходят на фестиваль кто они?
– Мы специально стараемся подбирать программу так, чтобы интересно было смотреть не только тем, кто любит артхаус, но и поклонникам коммерческих фильмов. У нас была практика, когда мы на открытии фестиваля показывали качественную ленту, собравшую хорошие отзывы критиков, но многие люди выходили из зала и не понимали, о чем этот фильм.
Поэтому фильм-открытие в этом году — это лента с более широким зрительским потенциалом «Слияние сердец». Это история турецкого режиссера о любви супругов, попавших в плен в годы Второй мировой войны. Его не оценят киногурманы, зато для массового зрителя это понятная история.
Вообще про казанского зрителя могу сказать, что у нас любят мелодрамы. Такова русско-татарская ментальность, все готовы переживать, плакать, но при этом всегда нужен счастливый конец, как в фильме «Любовь и голуби». На драмы у нас плохо идут. Радует, что в последнее время среди зрителей много молодежи. Мы специально устраиваем предпоказы, на один из них привлекли студентов, чтобы разбить стереотип о том, что турецкое кино — это только сериалы. Они посмотрели картину «Ящик Пандоры», и половина из них рыдали. Для них было откровением, насколько тонко и красиво может быть рассказана история страдающей старческим слабоумием бабушки и ее семьи.
– А где-то, кроме Казанского фестиваля, эти фильмы можно увидеть?
– Фестивальных фильмов нет в широком прокате. Изначально коммерческое кино и фестивальное — это две параллели, которые никогда не пересекаются. Режиссер снимает фильм и начинает его «катать» на различных фестивалях, может пройти год, два и даже пять, пока правообладатель не насытится и не выложит его в Интернет. «Экранки», конечно, могут появиться там и раньше. Для нас большая удача, если фильм, показанный на нашем фестивале, потом показывается на фестивале более высокого уровня.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ