Новости – Общество
Общество
«Дело ведется с большой любовью и толком»
Фото: из архивов КХУ
Как жила Казанская художественная школа на протяжении 120 лет
10 июня, 2016 07:14
8 мин
Этот учебный год стал для Казанского художественного училища юбилейным. Школа открылась 120 лет назад и очень скоро стала художественным центром Поволжья. Заведение пережило все потрясения XX века и смогло сохранить свои традиции. «Русская планета» посетила училище и изучила его историю.
– Предпосылки для открытия художественной школы в Казани в конце XIX века имелись весомые. К тому времени в городе уже жили и работали способные художники и мастера. С 1879 года в городе действовала частная школа рисования и живописи, математик Николай Лобачевский, будучи ректором университета, открыл в 1890 году Казанское промышленное училище, где готовили архитекторов, — рассказала РП директор КХУ Ольга Гильмутдинова.
Хлопотать о создании школы взялся ее будущий заведующий, 27-летний идеалист-народник, талантливый педагог и организатор Николай Белькович, окончивший Императорскую Академию художеств в Петербурге. Последняя согласилась взять школу на свое попечение, возложив на Казань надежды как на «просветительский центр Востока России».
Первый набор составил 109 человек, и сначала школа разместилась в нанятом помещении на улице Лядской. На открытие 9 сентября 1985 года съехались все знаменитые люди Казани. В России школа стала третьей (первые две открылись в Пензе и Одессе) и сразу зарекомендовала себя как наиболее демократичное заведение: в нее принимали лиц обоего пола старше 12 лет, невзирая на сословие и вероисповедание. Сюда начали переводиться воспитанники из Одессы, в том числе такие известные в будущем мастера как Петр Дульский, Григорий Иванов, Давид Бурлюк. «Дело ведется старательно с большой любовью и толком. Плохих работ не видно, полное отсутствие небрежности и легкого отношения к делу», — говорилось в записке инспектора о школе в 1897 году.
Школа была призвана дать образование художникам-живописцам, граверам, скульпторам, архитекторам, хотя эти отделения появились не сразу. Например, архитектурное отделение открылось через два года, и его главой стал 29-летний Карл Мюфке. С ним связана эпоха в истории школы. Школа нуждалась в собственном здании, город обещал выделить землю, и Мюфке безвозмездно составил эскизы, проект, смету, чертежи. Вскоре его назначили заведующим школы. Судьба первого заведующего Бельковича сложилась трагически. Он поселился со своей большой семьей недалеко от Казани, в имении Надеждино. Одним из его лучших учеников был художник Николай Фешин, который женился на его старшей дочери Александре. Умер Белькович в возрасте 54 лет в бедности, изгнанный из своего имения, его семья подверглась репрессиям.
– Мюфке спроектировал здание на 300 учащихся и руководил его строительством. Это была первая серьезная работа в будущем известного архитектора. Позднее по его проекту построят здание Национальной библиотеки и реконструируют главное здание университета в Казани. Он умер в советские годы в нищете. Мюфке знал, что требуется для хорошего процесса обучения. В здании большие окна, свободные пространства. Стеклянный купол, специальные классы для утреннего и вечернего рисунка, классы с зеркальными окнами, выставочные залы, — описала директор.
Фешинская эпоха
Крупный вклад в развитие школы внес Николай Фешин. Он учился здесь с 1895 по 1900 годы, после поступил в Высшее училище при Академии художеств, работал под началом Ильи Репина. В 1916 году молодой человек был удостоен звания академика, и с того времени до 1923-го работал в казанской школе педагогом. Направили его сюда из Петербурга с целью поднять в школе уровень образования. Фешин не боялся отходить от устоявшихся методик обучения. Все лучшее, что он перенял у Репина, перенес в Казань. «Вся казанская школа была в этот период, в сущности, фешинской. Все ученики подражали ему» — пишет ученица Никонова. Среди его лучших учеников была Надежда Сапожникова, мастерская которой скоро стала одним из центров художественной жизни Казани. Фешин написал в студии много прекрасных работ, в том числе самую известную — «Портрет Вари Адоратской». Другим известным учеником Фешина был родоначальник конструктивизма, советский мастер фотоискусства, дизайнер с мировым именем Александр Родченко.
Фото: из архивов КХУ
В 1917 году Академия художеств прекратила субсидирование школы. Началась волна преобразований. С 1918 по 1935 годы школа сменила 8 названий, пока не получила нынешнее — Казанское художественное училище.
– В советские годы во главу угла ставились продиктованные Москвой установки — связь науки и практики, подготовка художников-специалистов, производственное искусство. В связи с этим появились занятия по высшей и прикладной математике, основам теоретической механики, физики и начертательной геометрии. Обязательными стали экскурсии на заводы, в типографии, музеи. Было дано четкое направление: «Надо думать не о талантах-одиночках, а о массовой средней культуре». Закрылось отделение скульптуры, зато ставился вопрос об организации курсов по изготовлению «советских» игрушек, — говорит Гильмутдинова.
Несмотря на то, что в школу с самого начала принимали независимо от вероисповедания, мусульманам поступить было сложно из-за необходимости сдать экзамен по Закону Божьему. Например, художник и скульптор Баки Урманче, один из основоположников татарского профессионального изобразительного искусства, смог поступить лишь в 1919 году. Он преподавал в школе, и его стараниями была создана первая группа из учеников-татар. Но любовь к татарскому народу советскими властями была истолкована как национализм, и его сослали на Соловки.
Новое время
В 1930-е годы училище переехало в жилой дом на улице Муштари, в его родном здании расположились технические учебные заведения, а позднее Казанский авиационный институт. Однако ни на месяц, даже в тяжелые военные годы, училище не прекращало работу. После войны пришло новое поколение преподавателей — убежденные приверженцы реализма, они приучали показывать человека в трудовом процессе. В 1960-70-е годы во главе угла был социальный тип общества. В 80-90-е изобразительный язык стал разнообразнее.
– Педагоги у нас всегда были сильнейшие. Традиционно они задерживаются надолго, стаж около 30 лет. И обязательное условие — все они художники. Как говорил Репин: «Невозможно научить большему, чем умеешь сам». При этом 90% педагогов — наши же ученики, вернувшиеся после учебы в вузах Москвы и Питера, — отметила директор.
Сейчас, помимо живописного и скульптурного отделения, в училище открыты два новых направления — декоративно-прикладного искусства и дизайна. В 2005 году правительство РТ приняло решение вернуть училищу здание школы. Через год ему было присвоено почетное имя выпускника и педагога, художника с мировой известностью Фешина.
Одной из самых насущных проблем, говорит директор школы, остается аварийное состояние половины здания. С нетерпением ждут ремонта. Также у училища до сих пор нет своего общежития. Это создает трудность для детей, которые не могут себе позволить снимать квартиру в Казани. И хотя выпуск училища небольшой (сегодня в нем учатся 209 человек), конкурс высокий — от 4 до 12 человек на место. Еще одна современная особенность училища — 80% его студентов женского пола. Таково положение сейчас во всех творческих вузах страны, отмечают в КХУ. В советские времена было больше мужчин, творческая профессия тогда приносила доход — рисовали плакаты, можно было летом проехать по колхозам, заработать деньги и жить на них в течение оставшегося года. Сейчас эта профессия может помочь устроиться в жизни, но не принесет легких доходов.
– Молодое поколение, конечно, другое, — рассуждает Гильмутдинова. — Мы говорим о клиповом мышлении, неумении углубиться. Приходится объяснять, что искусство невозможно без понятийного мышления. Но случайные люди, не стремящиеся к саморазвитию, здесь не остаются. Вы заметили, как тихо у нас в здании? А ведь учебный день еще не закончился. Это одна из наших этических норм. Тишина необходима, чтобы сосредоточиться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости