Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Фольклорная музыка отзывается на генетическом уровне»

Фото: tatar-congress.org
Композитор Эльмир Низамов — о татарской музыкальной культуре и глобализации
Наталия Федорова
18 января, 2016 19:18
9 мин
10 января в Монте-Карло состоялась европейская премьера сочинения молодого татарского композитора Эльмира Низамова «Небесное движение». Произведение исполнил старейший оркестр княжества Монако — Филармонический оркестр Монте-Карло. Оркестром дирижировал художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский.
Вскоре после возвращения в Казань Эльмир Низамов дал интервью «Русской планете» и поделился своими мыслями о будущем татарской профессиональной музыки.
– Эльмир, вам недавно исполнилось 29 лет. Какой путь вами пройден в музыке?
– Музыкой я начал заниматься поздновато — в 11 лет почувствовал  сильную тягу к фортепиано и среди учебного года записался в музыкальную школу. Спустя полгода уже начал придумывать свои пьески. Как пианист окончил Ульяновское музыкальное училище. Долго думал, в какую консерваторию поступать, и выбрал казанскую, в основном потому, что мне понравилась Казань, здесь вывески на родном мне языке и часто можно услышать татарскую речь — я почувствовал свои корни. Затем аспирантура, с тех пор преподаю и параллельно пишу музыку.
Я себя всегда видел и вижу академическим композитором, из этого гнезда вышел. Но когда окончил консерваторию, почувствовал, что у академической музыки, какую бы богатую палитру она не имела, есть рамки. И выход на массовые жанры был для меня как глоток свежего воздуха. Я всегда любил популярную музыку — джаз, фанк, соул, рок, но не думал, что буду заниматься этим как композитор. Теперь я вижу, что это огромный мир! Близка мне стала и театральная музыка. Мы живем в эпоху синтеза всех искусств, а театральный жанр — это как раз синтез света, драматургии, хореографии, вокала, работы художника.
– Такое многообразие жанров не влияет на глубину содержания?
– Нет, иначе у композитора сегодня работать не получается. Может быть, еще век назад  можно было себе позволить писать только симфонии. Но звуковая среда современного человека так насыщена разными звучаниями, что композитор не может игнорировать этого. Мне интересно быть разным, чтобы разная публика отзывалась на мою музыку. Потому что мне самому близка разная музыка, и я не хочу себя ограничивать. И потом, если ты профессионал и хочешь быть востребованным, ты обязан быть способным откликнуться на разные предложения, иначе будешь выпускать одно произведение в год. Тем более так ты себя обогащаешь. Это как знание многих языков. Например, с недавних пор я начал увлекаться фольклором, татарским, прежде всего. И я уверен, что по воздействию на человека фольклорная музыка — самая сильная. У меня самого, когда я слушаю ее, на уровне живота становится тепло. То есть это звучание сидит в нас на генетическом уровне. Я экспериментирую в этом направлении.
– В одном из интервью вы сказали, что хотите стать «проводником татарской музыкальной культуры в Европе». Что это значит?
– Очень часто путают понятия «татарская музыка» и «татарский композитор». Татарская музыка — это в первую очередь та, что базируется на фольклоре. Но для меня фольклор — только часть моего музыкального мира. Я живу в XXI веке, я слышу разную музыку, она проникает в мое творчество, и национальность не перекрывает все мои интересы. Я считаю себя татарским композитором, но таким, который является частью всего мира, а не только одного народа.
Любой фольклор — явление специфическое. Например, нам трудно понять этническую музыку Латинской Америки, Африки. То же самое с татарским фольклором. Он близок нам, но чтобы быть проводником, нужно говорить на универсальном языке, понятном всему миру. Этот язык давно разработан. Тот же самый Голливуд создал понятный всему миру язык в кинематографе. В музыке национальную идею смогли универсально преподнести, например, Чайковский и Рахманинов. Это русская музыка мирового уровня. Идя путем роста до общечеловеческого уровня, можно стать проводником к татарской музыке. Мы живем в открытом мире, культурных границ давно нет.
– Это хорошо или плохо?
– Нельзя ответить однозначно. Да, стираются национальные границы: мы все одинаково одеваемся, питаемся, всюду одни и те же магазины, звучит одна и та же популярная музыка. Как в таком мире сохранить свое родное? Не думаю, что путем отказа от того, что предлагает мир. Надо национальные черты вносить в общемировое. Это может быть современный мюзикл, но на основе татарского эпоса. Фильм на основе сюжета из мифологии. Так знакомить мир со своей культурой. Путь замыкания — тупиковый, культура — живой организм, он должен развиваться, расти, иначе погибнет.
Эльмир Низамов. Фото: Из личного архива
– А какой путь прошла татарская профессиональная музыка до наших дней?
– Она зародилась еще в XIX веке, но тогда были музыканты-самоучки. Начало было положено после революции, когда советская власть создала национальные школы и заявила, что у каждой нации в СССР должна быть своя опера. В Москве была создана специальная студия для национальных композиторов, их там готовили, чтобы поднять национальный дух народов республик. Сегодня модно ругать советское время, и есть за что, но в области образования и культуры был сделан большой шаг вперед. В царские времена образование могли себе позволить в основном дети дворян, а после революции — все, причем люди со способностями смогли стать известными на весь мир. Я тоже во многом благодаря этой системе получил образование: моя небогатая семья не смогла бы себе позволить платное обучение. Итак, первым профессиональным татарским композитором считается Салих Сайдашев. Но он не далеко ушел от фольклора, написанные им песни часто трудно отличить от народных. А вот композиторы Рустем Яхин, Назиб Жиганов взяли больший масштаб, их работы — уникальный пример соединения академических классических традиций европейской музыки с национальными, татарскими.
– Какие темы и какое настроение присущи татарской музыке?
– Настроение грусти и печали, но не трагической, а спокойной. На татарском это называется «моң» — широкое понятие, буквально «мелодия, напев». Это песни о родном крае, природе, лесах, именах девушек. Сопереживание земной жизни, каждая национальность озвучивает свой край.
– Какие традиции татарской музыки дошли до наших дней?
– Татарская музыка — это мелодия. Национальная музыка вообще не может быть без мелодии. Надо всем можно экспериментировать: над ритмами, гармонией, стилистикой, оркестровкой. Но мелодика остается. Не мыслится татарская музыка и без мелизмов — вокальных украшений. Также это в первую очередь музыка вокальная. Допустим, первые слушатели моих произведений — мои родители. Они у меня не музыканты. Я играю им новую мелодию, они слушают, никаких эмоций, музыка как музыка. Но когда я начинаю напевать, то для них сразу все становится понятно, и они говорят: «Как хорошо!»
Назовите наиболее интересных на ваш взгляд современных татарских композиторов.
– Есть плеяда молодых активных авторов. Радик Салимов экспериментирует с электронной музыкой. Зульфия Раупова написала, например, известную оперу «Белый волк», «Ак буре». Есть еще Эльмира Галимова, Лилия Тагирова. Вообще казанская композиторская школа отличается тем, что национальный компонент в ней всегда присутствует. Старшее поколение — Рашид Калимуллин, Резеда Ахиярова. Уже классики — Анатолий Лупов, у которого преломляется в творчестве вся национальная палитра народов Поволжья, Леонид Любовский, Борис Трупин.
Их произведения, как и мои, можно услышать на концертах, которые проходят в Казани несколько раз в год. Также наши работы звучат на фестивалях, творческих вечерах, многие пишут для театров. Положение композиторов в нашей республике хорошее в сравнении с другими регионами страны.
– А слушатели есть?
– Конечно! Меня до сих пор спрашивают, когда можно будет снова посмотреть мои спектакли — мюзикл «Алтын Казан», оперу «Черная палата». Но нет театра, а новые постановки в существующих театрах будут еще не скоро. Слушатель скучает по профессиональной музыке. То, что льется из радио, телевизора, наскучило. Хочется настоящего. В наш оперный театр трудно достать билеты, концерты проходят с аншлагом. Конечно, мы живем в информационно перенасыщенное время. И я иногда завидую композиторам прошлого: тогда люди могли себе позволить прийти и слушать оперу четыре часа подряд. Слушатель был внимательнее. Но не надо забывать, что музыкальная культура XIX века завязана на дворянстве. Чайковского крестьяне никогда не слушали, только маленькому проценту населения он был известен. Поэтому мы не далеко от этого ушли. Все равно профессиональную музыку слушает в основном интеллигенция, которой всегда меньше, чем массы. Но это не значит, что не нужно людей просвещать, знакомить. Мне нравится идея фестиваля «Казанская осень», когда наш оркестр устраивает концерт под открытым небом для тех, кто не дошел бы до большого концертного зала, не купил бы билет.
– Говорят, что татарский народ музыкальный. Это правда?
– Каждый народ по-своему музыкален. Но, например, русская культура, с которой я себя тоже идентифицирую, больше связана со словом, она из литературы вышла. Пушкин, Чехов, Достоевский, Толстой. У татар больше не слово, а мотив, мелодия, напев. Буквально вчера мне мой друг, режиссер Ильгиз Зайниев, рассказал случай, как один актер в татарском театре вышел и прочитал стихотворение, ему скромно похлопали, другой вышел, спел и получил овации. И первый актер говорит: «Тоже надо научиться петь». 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ