Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Джаз не может играть человек без интеллекта»

Фото из личного архива О.Скепнер
Певица Ольга Скепнер — о русском джазе и «джазовом городе»
Наталия Федорова
23 июля, 2015 07:55
14 мин
Два летних месяца — июль и август — в Казани проходит ежегодный IX Международный фестиваль импровизационной музыки «Jazz в усадьбе Сандецкого». Каждый год это мероприятие, уже ставшее визитной карточкой культурного Татарстана, собирает признанных мастеров мировой джазовой сцены из России и зарубежья. «Русская планета» встретилась с бессменным музыкальным директором фестиваля, певицей и педагогом Ольгой Скепнер. Она рассказала, кто сегодня становится джазовым музыкантом, какие люди любят слушать джаз, и почему Казань ошибочно считают «джазовым городом».
– Ольга Викторовна, в чем особенность нынешнего, девятого, фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого»?
– Особенность этого года в том, что он кризисный, долго не удавалось найти инвесторов. Поэтому были опасения, что фестиваль вообще не состоится. Но, слава Богу, оказало поддержку Министерство культуры и мэрия Казани, потому что городу это мероприятие нужно. Из года в год цель фестиваля одна и та же. Мы представляем широкой публике отечественную джазовую музыку. Причем джаз очень высокого класса — выше быть не может. В этом году, несмотря на экономический кризис и тому подобное, программа получилась роскошная.
– А что отличает джаз, который сегодня можно услышать в России, от манеры исполнения зарубежных авторов?
– В России работают разные джазовые музыканты. В определенном возрасте каждый из них приходит к тому или иному музыкальному стилю, но все проходят через одно и то же горнило — это подражание западным образцам. Наши музыканты всегда в первую очередь были ориентированы на американский джазовый стандарт. Реже — на Европу, как, например, Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин, но они и живут в Европе. Многие джазовые и классические музыканты под политическим давлением вынуждены были уехать из нашей страны, и мы до сих пор считаем их отечественными, хотя это, на мой взгляд, не совсем так. Сегодня неправомерно про музыканта говорить «наш» или «не наш». Для меня музыкант — это человек мира.
Впрочем, у российского джаза есть некоторые особенные черты — это исполнение на русском языке. Наш язык своеобразный — это не англо-американский, вполне удобный для пения, не колоритный французский. Если честно, русский для европейцев — это некая «абракадабра», для них наш язык довольно «немузыкальный». У нас много «р», много соединений согласных. Я не говорю о художественных достижениях Пушкина, а только о фонетических особенностях русского языка в сравнении с универсальным и мягко ложащимся на слух английским, который удобно воспринимать, будучи человеком другой национальности. Трудности воспроизведения русского языка в джазе придают специфику звучанию, появляется некая особенная мелодичность, поэтому редкие певицы в России решаются сделать русские программы. Но факт остается фактом: раньше говорили, что русского джаза нет, а сейчас он появляется.
Какие люди становятся джазовыми музыкантами?
– Становление джазового музыканта — это дело всей жизни. На мой взгляд, джаз сложнее, чем академическая музыка, потому что убери у академического исполнителя ноты, и он вряд ли будет импровизировать сходу. Чтобы импровизировать, нужно обладать определенными способностями. А остальное — это годы обучения, навыки, опыт, опыт и еще раз опыт — причем только концертный, сценический. Не нужно сидеть, обложившись книгами, изучая теорию музыки, прежде чем прийти к довольно высокой степени исполнительства. В джазе, конечно, тоже есть теория, есть джазовая гармония. Но все известные джазмены в основном самородки, некоторые из них самоучки. Быть джазовым музыкантом нелегко. Ведь это значит быть не просто музыкантом-исполнителем, но и композитором, который должен иметь что-то свое, что он хочет сказать людям, выходя на сцену. У него не выписано все произведение нотами, и своей импровизацией он выказывает то, что есть у него в душе. Это сложнейшая культура. Поэтому джазовых музыкантов меньше, чем академических. Эту музыку надо уметь внимать, поэтому и публики у нас меньше. В этом году мы станем участниками культурной программы Чемпионата мира по водным видам спорта в Казани, то есть наш бренд будет представлен на ФИНА. Все так радуются, а меня это немножко пугает, потому что нас будут слушать более 20 тысяч человек. И я не очень-то понимаю, как они воспримут нашу музыку, ведь чтобы ее понять, нужна колоссальная эмпатия.
Фото из личного архива О.Скепнер
Какую гражданскую позицию занимают современные джазмены, как их деятельность влияет на их личную жизнь, режим дня?
– Я думаю, что они следят за политическими новостями, многие даже имеют некую гражданскую позицию. Но в основном это музыканты мира, которые вне политики. Не всегда они имеют стабильный доход. Это люди начитанные, с широким кругозором, художники. Они очень впечатлительны, влюбчивы. Джаз не может играть человек без развитого интеллекта. Они много лет учились, некоторые получали образование в знаменитых джазовых школах в Америке, поэтому почти не видели привычных развлечений, многие не имели таких традиционных целей, как «жениться, заработать, купить квартиру» и так далее. Люди преданы музыке! И в обычной бытовой жизни им приходится непросто. Музыка такая вещь — ее один раз предашь, она потом этого не простит. У многих из-за этого рушатся семьи. Редко встречаются счастливые союзы, но они есть, и тем больше радость за них... У нас совсем другой ритм и образ жизни. У мужчин-музыкантов — в основном ночной. У женщин все-таки есть заботы о детях, поэтому я, например, рано встаю, поздно ложусь. Я вообще не знаю, когда я сплю (смеется).
А кто сегодня в России любит слушать джаз?
– На заре отечественного джаза, во времена железного занавеса, среди публики были люди, которые воспринимали джаз как протест существующему в стране строю. Когда в 1970-е годы отношение властей к джазу изменилось, и в нескольких музыкальных училищах и высших учебных заведениях нашей страны впервые появились официальные программы изучения джазового исполнительства, джазу осталась верна та часть интеллигенции, которая понимает это искусство. Сегодня интерес к джазу проявляет молодежь, а также успешные люди — некая новая аристократия. Они понимают достоинства этой музыки, потому что им нужно все высшего класса. Эти люди любят аукционы, картины, разъезжают по миру, коллекционируют джазовые виниловые пластинки. Поэтому сейчас джаз не только музыка интеллигенции, «сытые и богатые» тоже возвращаются к джазу как слушатели. Наш казанский фестиваль подтянул еще и, скажем так, модную тусовку. Она, может быть, в джазе не разбирается, но ходит на концерты, потому что это модно. Мне иногда говорят, что джаз звучит «стильно».
Часто Казань называют «джазовым городом». Насколько развита в Казани джазовая инфраструктура?
Все те, кто кричат, что Казань — джазовый город, ошибаются. Он джазовый только летом, когда идет наш фестиваль. А так... Ну да, есть традиции, Олег Лундстрем (советский и российский джазмен, композитор. — Примеч. ред.) создал в Казани оркестр, но ведь он сюда приехал даже не по своей воле, а по политическим причинам. Сейчас ситуация в городе не очень хорошая, инфраструктуры джазовой в Казани почти нет. Джаз в Казани круглый год играют только в джаз-клубе «Старый рояль». Я в течение года никого не привожу, занимаюсь только своим коллективом, а мы в основном здесь не выступаем, потому что негде — ездим на джазовые фестивали, в клубы Москвы. Музыканты уезжают: недавно пианист Олег Анохин перебрался в Москву, и я говорю другому пианисту Андрею Руденко, что если он захочет уехать, то я закрою все аэропорты и вокзалы, чтобы хотя бы он остался (смеется). Джазовая инфраструктура — это, конечно, Питер, Москва. Из близлежащих стран — Украина.
Дело в том, что джаз — это дорогое удовольствие. Только кажется, что он должен быть демократичным. Нам нужен рояль, контрабас, хорошая звуковая аппаратура. В казанских заведениях, как правило, стоят захудалые колоночки, а это так называемый банкетный вариант. Если вызвать джазовый коллектив куда-то поиграть, желая услышать хороший звук, увидеть сильных музыкантов, то это будет стоить организаторам больших денег. А теперь еще и многие джазовые певцы вышли на шоу «Голос», чему я очень рада, и после шоу их гонорары, конечно, выросли. Если раньше только мы их знали, они приезжали к нам на фестиваль, то теперь их знает вся страна — это Антон Беляев, Этери Бериашвили, Мариам Мерабова, Полина Зизак, Софья Рубина, Тина Кузнецова и другие...
«... в последние годы российский джаз почти целенаправленно покидает нишу творческого отношения к музыке. Эта тенденция идет рука об руку с заботой о росте материального благосостояния главных персонажей нашей джазовой сцены. Все это отталкивает от «джазового официоза» не только творческую молодежь, но вызывает беспокойство и у тех представителей старшего поколения, для кого эта сфера сохраняет былую притягательность в качестве одной из ветвей настоящего искусства», — пишет джаз-обозреватель Михаил Митропольский. Он говорит, что «этот рынок оказался полностью ориентированным на коммерческий продукт». Вы согласны?
– Михаил Михайлович в чем-то прав. Такая тенденция есть. Однако я хочу кое-что отметить. Я не могу комментировать рост благосостояния каких-либо персонажей джазовой сцены, поскольку я ничего об этом не знаю. Но такой проект как, например, джазовый фестиваль обязательно имеет коммерческую составляющую, поскольку в нем есть приход и расход средств на организацию. Раньше мне иногда говорили, что «Jazz в усадьбе Сандецкого» — коммерческий фестиваль. Но я могу рассчитать, сколько куда уходит, и все увидят, что мы порой остаемся даже в минусе. Например, общий бюджет фестиваля этого года — около 5 млн рублей. Сюда входят сцена, звуковое и световое оборудование. Причем, звук у нас стоит серьезный, с помощью которого мы добиваемся звуковой плотности. Это целая дорогостоящая технология. Все музыканты, которые к нам приезжают, как правило, бывают очень довольны. Отдельная статья расходов — гонорары для музыкантов и коллективов. Работа визажиста, наполнение в гримерках — это отдельные бытовые райдеры. Затем трансферы, отель. Не говорю уже о рекламе, о кейтеринге на площадке, клининговой службе, пледах, зонтиках для слушателей, охране, о том, что нужно платить всему штату музея повышенную зарплату с премией, потому что он трудится после окончания рабочего дня...
Фото из личного архива О.Скепнер
Я считаю, что все надо делать на высоком уровне. Человеку, который заплатит 700-800 рублей за вход, должно быть комфортно. Поэтому коммерческая составляющая нужна только для того, чтобы фестиваль вообще мог состояться, чтобы зрителю было удобно, и чтобы могли заработать артисты, которые создавали свои программы годами.
Как повлияла на отношения между российскими и американскими джазовыми музыкантами политическая ситуация в мире, санкции в отношении России?
– Джаз не имеет границ, не имеет национальности, у него нет привязанности к тому или иному языку. Джаз — это определенное состояние бытия. Например, в прошлом году у меня на открытии выступал киевский коллектив «МanSound». Журналисты, конечно, спрашивали, какую они занимают политическую позицию. Но прежде всего это профессиональные талантливые музыканты, и их позиция не столь важна для их слушателей и коллег. В этом году на фестиваль приедет Джейсон Палмер, знаменитый американский трубач. Надеюсь, все будет в порядке. Вообще американские джазмены любят приезжать в Россию — музыкальный рынок в Нью-Йорке довольно-таки насыщенный, а тут новая публика, новые возможности.
Вы также педагог по «Современной музыке» в Казанской консерватории, поэтому, думаю, можно было бы затронуть и проблемы творчества современных композиторов. Какие интересные имена сегодня появляются в сфере классической музыки? В каком направлении идут их поиски?
Эти имена, возможно, не так известны, но их музыка обладает своей глубиной и своим зрителем. В Казани могу назвать Эльмира Низамова, он работает с татарской национальной темой. Прекрасно пишет, на мой взгляд, Елена Анисимова, она создала две оперы на гоголевские сюжеты — «Вий» и «Ночь перед Рождеством». Недавно праздновался юбилей Казанской консерватории, одно из сочинений Анисимовой прозвучало в хоровом исполнении. Я слушала и у меня мурашки бежали по телу. Интересные сочинения есть и у молодых студентов-композиторов из Казани — Лейсан Абдуллиной, Марии Черных и других.
Каждый из них ищет свой язык, выбирает свою технику композиции. В каждую эпоху — барокко, венский классицизм, романтизм — композиторы писали музыку в одной определенной технике композиции. В XX веке появилось много техник композиций, стилей, направлений. Этот век называют мозаичным и «многоцентренным». Поэтому так много эклектики музыкальных стилей, не только в академической музыке, но и в джазе.
При этом музыка, начиная с XX века, весьма концептуальна. Во главе сочинения стоит идея, а техника композиции отходит на второй план. И каждый композитор выбирает свою идею. Например, Джон Кейдж своей концептуальной идеей считал тишину — я имею в виду его знаменитое сочинение «4′33″», в котором на сцену выходит пианист, поднимает крышку рояля и ровно 4 минуты 33 секунды молчит, а потом опускает крышку и уходит. Концептуальных идей во второй половине XX века было множество. В целом можно говорить о том, что мы находимся пока еще на очень близкой временной дистанции по отношению к XX веку, поэтому трудно его оценивать до конца. В большей степени историко-культурная ситуация ясна в XVII-XIX веках. А минувший век до сих пор изучается. Сейчас же мы находимся на стадии «прото», в преддверии появления некой новой музыкальной формации. И я полагаю, что именно джаз и импровизационная музыка обладают потенциалом дать миру новые открытия и имена.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ