«Дело ведется с большой любовью и толком»
Фото: из архивов КХУ

Фото: из архивов КХУ

Как жила Казанская художественная школа на протяжении 120 лет

Этот учебный год стал для Казанского художественного училища юбилейным. Школа открылась 120 лет назад и очень скоро стала художественным центром Поволжья. Заведение пережило все потрясения XX века и смогло сохранить свои традиции. «Русская планета» посетила училище и изучила его историю.

– Предпосылки для открытия художественной школы в Казани в конце XIX века имелись весомые. К тому времени в городе уже жили и работали способные художники и мастера. С 1879 года в городе действовала частная школа рисования и живописи, математик Николай Лобачевский, будучи ректором университета, открыл в 1890 году Казанское промышленное училище, где готовили архитекторов, — рассказала РП директор КХУ Ольга Гильмутдинова.

Хлопотать о создании школы взялся ее будущий заведующий, 27-летний идеалист-народник, талантливый педагог и организатор Николай Белькович, окончивший Императорскую Академию художеств в Петербурге. Последняя согласилась взять школу на свое попечение, возложив на Казань надежды как на «просветительский центр Востока России».

Первый набор составил 109 человек, и сначала школа разместилась в нанятом помещении на улице Лядской. На открытие 9 сентября 1985 года съехались все знаменитые люди Казани. В России школа стала третьей (первые две открылись в Пензе и Одессе) и сразу зарекомендовала себя как наиболее демократичное заведение: в нее принимали лиц обоего пола старше 12 лет, невзирая на сословие и вероисповедание. Сюда начали переводиться воспитанники из Одессы, в том числе такие известные в будущем мастера как Петр Дульский, Григорий Иванов, Давид Бурлюк. «Дело ведется старательно с большой любовью и толком. Плохих работ не видно, полное отсутствие небрежности и легкого отношения к делу», — говорилось в записке инспектора о школе в 1897 году.

Школа была призвана дать образование художникам-живописцам, граверам, скульпторам, архитекторам, хотя эти отделения появились не сразу. Например, архитектурное отделение открылось через два года, и его главой стал 29-летний Карл Мюфке. С ним связана эпоха в истории школы. Школа нуждалась в собственном здании, город обещал выделить землю, и Мюфке безвозмездно составил эскизы, проект, смету, чертежи. Вскоре его назначили заведующим школы. Судьба первого заведующего Бельковича сложилась трагически. Он поселился со своей большой семьей недалеко от Казани, в имении Надеждино. Одним из его лучших учеников был художник Николай Фешин, который женился на его старшей дочери Александре. Умер Белькович в возрасте 54 лет в бедности, изгнанный из своего имения, его семья подверглась репрессиям.

– Мюфке спроектировал здание на 300 учащихся и руководил его строительством. Это была первая серьезная работа в будущем известного архитектора. Позднее по его проекту построят здание Национальной библиотеки и реконструируют главное здание университета в Казани. Он умер в советские годы в нищете. Мюфке знал, что требуется для хорошего процесса обучения. В здании большие окна, свободные пространства. Стеклянный купол, специальные классы для утреннего и вечернего рисунка, классы с зеркальными окнами, выставочные залы, — описала директор.

Фешинская эпоха

Крупный вклад в развитие школы внес Николай Фешин. Он учился здесь с 1895 по 1900 годы, после поступил в Высшее училище при Академии художеств, работал под началом Ильи Репина. В 1916 году молодой человек был удостоен звания академика, и с того времени до 1923-го работал в казанской школе педагогом. Направили его сюда из Петербурга с целью поднять в школе уровень образования. Фешин не боялся отходить от устоявшихся методик обучения. Все лучшее, что он перенял у Репина, перенес в Казань. «Вся казанская школа была в этот период, в сущности, фешинской. Все ученики подражали ему» — пишет ученица Никонова. Среди его лучших учеников была Надежда Сапожникова, мастерская которой скоро стала одним из центров художественной жизни Казани. Фешин написал в студии много прекрасных работ, в том числе самую известную — «Портрет Вари Адоратской». Другим известным учеником Фешина был родоначальник конструктивизма, советский мастер фотоискусства, дизайнер с мировым именем Александр Родченко.

Фото: из архивов КХУ

В 1917 году Академия художеств прекратила субсидирование школы. Началась волна преобразований. С 1918 по 1935 годы школа сменила 8 названий, пока не получила нынешнее — Казанское художественное училище.

– В советские годы во главу угла ставились продиктованные Москвой установки — связь науки и практики, подготовка художников-специалистов, производственное искусство. В связи с этим появились занятия по высшей и прикладной математике, основам теоретической механики, физики и начертательной геометрии. Обязательными стали экскурсии на заводы, в типографии, музеи. Было дано четкое направление: «Надо думать не о талантах-одиночках, а о массовой средней культуре». Закрылось отделение скульптуры, зато ставился вопрос об организации курсов по изготовлению «советских» игрушек, — говорит Гильмутдинова.

Несмотря на то, что в школу с самого начала принимали независимо от вероисповедания, мусульманам поступить было сложно из-за необходимости сдать экзамен по Закону Божьему. Например, художник и скульптор Баки Урманче, один из основоположников татарского профессионального изобразительного искусства, смог поступить лишь в 1919 году. Он преподавал в школе, и его стараниями была создана первая группа из учеников-татар. Но любовь к татарскому народу советскими властями была истолкована как национализм, и его сослали на Соловки.

Новое время

В 1930-е годы училище переехало в жилой дом на улице Муштари, в его родном здании расположились технические учебные заведения, а позднее Казанский авиационный институт. Однако ни на месяц, даже в тяжелые военные годы, училище не прекращало работу. После войны пришло новое поколение преподавателей — убежденные приверженцы реализма, они приучали показывать человека в трудовом процессе. В 1960-70-е годы во главе угла был социальный тип общества. В 80-90-е изобразительный язык стал разнообразнее.

– Педагоги у нас всегда были сильнейшие. Традиционно они задерживаются надолго, стаж около 30 лет. И обязательное условие — все они художники. Как говорил Репин: «Невозможно научить большему, чем умеешь сам». При этом 90% педагогов — наши же ученики, вернувшиеся после учебы в вузах Москвы и Питера, — отметила директор.

Сейчас, помимо живописного и скульптурного отделения, в училище открыты два новых направления — декоративно-прикладного искусства и дизайна. В 2005 году правительство РТ приняло решение вернуть училищу здание школы. Через год ему было присвоено почетное имя выпускника и педагога, художника с мировой известностью Фешина.

Одной из самых насущных проблем, говорит директор школы, остается аварийное состояние половины здания. С нетерпением ждут ремонта. Также у училища до сих пор нет своего общежития. Это создает трудность для детей, которые не могут себе позволить снимать квартиру в Казани. И хотя выпуск училища небольшой (сегодня в нем учатся 209 человек), конкурс высокий — от 4 до 12 человек на место. Еще одна современная особенность училища — 80% его студентов женского пола. Таково положение сейчас во всех творческих вузах страны, отмечают в КХУ. В советские времена было больше мужчин, творческая профессия тогда приносила доход — рисовали плакаты, можно было летом проехать по колхозам, заработать деньги и жить на них в течение оставшегося года. Сейчас эта профессия может помочь устроиться в жизни, но не принесет легких доходов.

– Молодое поколение, конечно, другое, — рассуждает Гильмутдинова. — Мы говорим о клиповом мышлении, неумении углубиться. Приходится объяснять, что искусство невозможно без понятийного мышления. Но случайные люди, не стремящиеся к саморазвитию, здесь не остаются. Вы заметили, как тихо у нас в здании? А ведь учебный день еще не закончился. Это одна из наших этических норм. Тишина необходима, чтобы сосредоточиться.

«Казань мне дала настоящее классическое образование» Далее в рубрике «Казань мне дала настоящее классическое образование»Какую роль сыграла столица республики в жизни композитора Софии Губайдулиной Читайте в рубрике «Титульная страница» Выборы и КрымЗачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения Выборы и Крым

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»