«Казань мне дала настоящее классическое образование»
Фото: из архивов Центра современной музыки С.Губайдулиной

Фото: из архивов Центра современной музыки С.Губайдулиной

Какую роль сыграла столица республики в жизни композитора Софии Губайдулиной

В этом году мировая музыкальная общественность празднует 85-летний юбилей классика современной академической музыки Софии Губайдулиной. Во многих странах проходят концерты с исполнением ее произведений, в том числе и на родине, в Татарстане. В одном из своих интервью София Асгатовна говорит: «Я убеждена, что без казанского периода композитора бы из меня не получилось…» «Русская планета» посетила Центр современной музыки Губайдулиной, расположенный в доме, где прошло ее детство и юность, и изучила казанский период биографии композитора.

Чистота и любовь

Биографы проследили развитие рода Губайдулиных от старинного села Байряка на юго-востоке Казанской губернии. Главы семьи славились своей образованностью и глубоким интересом к духовной науке. Были имамами, открывали медресе, ремесленные школы и мечети, многое сделали для просвещения в регионе. Революция внесла свои коррективы, отец Сони получил светское высшее образование, отучившись в Москве на инженера-геодезиста. Мама Сони — Феодосия Елхова, учительница младших классов. Родилась будущий композитор 24 октября 1931 года в Чистополе, став третьей дочерью. Смешение татарской и русской кровей она всегда воспринимала символически — как свою связь с Востоком и Западом.

В 1932 году семья переехала в Казань и поселилась в коммунальной квартире на зеленой и тихой улице Тельмана, в одном из двухэтажных домов в стиле «деревянного ампира». Здесь София прожила 23 года (в 2001 году чудом уцелевший дом отреставрировали, и в нем открылся Центр современной музыки с мемориальными комнатами). Много времени сестры проводили во дворе и на улице: зимой катались на санках и лыжах с Поповой горы рядом с домом, а летом отправлялись купаться на Казанку, до которой было 10 минут ходьбы.

– Семья жила бедно, но родители и в это непростое время больше всего внимания уделяли духовному воспитанию детей. Мама полностью посвятила себя детям, была требовательным и суровым человеком. Всегда аккуратно и красиво одевала дочерей, умела на скудные средства вкусно накормить, вылечить, а главное — создавала обстановку для учебы. В доме постоянно звучала классическая музыка, изредка семья посещала Оперный театр, — рассказала РП главный хранитель фондов ЦСМ Рамзия Усеинова.

Фото: из архивов Центра современной музыки С.Губайдулиной

С особенным восхищением София вспоминает об отце. Она пишет, что он всегда «стремился сохранить чистоту». Ему много раз, как хорошему инженеру, предлагали вступить в партию, но он понимал, что в этом случае ему придется в каких-то случаях голосовать за убийство. София Асгатовна говорит: «Мы платили за это голодом», но именно эта принципиальность отца позволяет ей всю жизнь благодарить своих проживших 65 лет в согласии родителей за сохраненные «чистоту и любовь».

Упоение детской души

Творческая натура Сони проявилась с малых лет. В соседнем доме жил юноша лет пятнадцати по прозвищу Шурка-дурачок. Он не учился и не работал, зато весело играл на гармошке, а детвора со всей округи увязывалась за ним, танцевала, пела. И Соня участвовала в этих уличных концертах «с упоением детской души, всегда создавая какой-то образ». «Большинство её танцев начинались с позы преклонённых колен, после чего начиналось импровизационное действо», — пишет ее сестра Ида.

Эти танцы заметила учительница музыки Екатерина Леонтьева, жившая напротив дома Губайдулиных. Она попросила родителей отдать пятилетнюю девочку и ее сестру Иду в детскую музыкальную школу №1 им. Чайковского. Директор школы, выдающийся педагог и музыкант Рувим Поляков, увидев Соню, сказал, что она еще мала, тогда девочка вцепилась в его брюки и со слезами на глазах упрашивала взять ее. Соню приняли, и уже через несколько месяцев она выступала на отчетном концерте на сцене лучшего в те годы городского зала в Доме Красной Армии. Леонтьева и Поляков стали для Сони «недосягаемыми вершинами», а школа — «храмом искусства»: «Высота искусства была заложена в этой школе как константа. <…> Юных музыкантов окружали заботой и любовью высокоинтеллигентные преподаватели».

– Дело в том, что тогда в Казани сложилась уникальная ситуация: еще до войны в город приехала целая группа педагогов, музыкантов из Ленинграда и Москвы, были в городе и свои славные учителя и композиторы — Салих Сайдашев, Джаудат Файзи, Назиб Жиганов. А в годы войны в Казань эвакуировали профессоров, видных музыкантов из консерваторий Москвы, Ленинграда и Киева, которые давали в городе концерты и читали лекции, — пояснила Усеинова.

Появление в доме рояля было одним из самых ярких впечатлений детства. Время было голодное, но отец сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной». Это был рояль очень низкого качества под маркой «Слесарь», но для детей он стал дверью в другой мир. Именно на нем Соня впервые начала сочинять: «Это было открытие звукового мира».

«Записывать то, что слышу было мечтой»

София Асгатовна говорит: «Казань мне дала настоящее классическое образование». В 1945 году она поступает в Казанское музыкальное училище. Ей было всего 13 лет, она попадает в класс Марии Пятницкой, представителя лучших традиций русской петербургской фортепианной школы. София выделялась своим абсолютным слухом, необычными импровизациями, выступала на городских концертах. Ей пророчили большое пианистическое будущее. Тогда немногие знали, что она пишет музыку сама и посещает уроки композиции в классе выдающегося татарского композитора Назиба Жиганова.

В 1949 году София поступила в Казанскую государственную консерваторию. Ее зачислили в фортепианный класс приехавшего из Москвы Леопольда Лукомского, совет которого «Всех слушай и никого не слушайся» помнит до сих пор. Соня была одной из самых заметных учениц в консерватории, сталинской стипендиаткой. Обучалась в классе известного пианиста Григория Когана.

Наталия Федорова / "Русская планета"

– Говоря об этом времени, она замечает: «…без казанского периода ничего не могло бы случиться». Именно тогда София определилась с выбором — стать композитором, а не пианисткой: «…мне очень нравилась идея стать пианисткой, и я хорошо чувствовала себя на сцене, перед публикой. Но сочинять музыку, записывать то, что слышу — было мечтой… два стремления вошли в конфликт: ...вся моя молодость была омрачена этим противоречием», — приводит слова музыканта сотрудница Центра.

Когда Софии было 20 лет, в Казани состоялась судьбоносная встреча с великой пианисткой Марией Юдиной. Студентка случайно увидела, как Юдина молится перед выходом на сцену. «Сам ее облик, отношение к музыке, поэзии, ортодоксальное православие — все это оказало на меня большое влияние, решающее». Позже, уже в Москве, они подружатся, а в 1970 году по примеру Юдиной София примет крещение, и тема православия станет все чаще звучать в ее творчестве, как и постулат Юдиной «Я знаю лишь один путь к Богу — через искусство».

С благословения учителей, София решилась получить композиторское образование в Москве. Отец, провожая, сказал: «Будь осторожнее на переходах». Сегодня, говорит София Асгатовна, это простое напутствие звучит символически.

Затем — учеба, аспирантура, встреча с Шостаковичем, который, прослушав ее студенческую симфонию, пожелал ей и дальше идти «своим неправильным путем». И она шла: дала обет не заниматься ничем, кроме сочинения музыки, и была верна ему всю жизнь. Несколько десятилетий, когда она писала «в стол» из-за нелюбви к ее произведениям в официальной советской культуре, помогало не умереть с голоду сочинение музыки для кино. Только к концу 1980-х пошли первые приглашения за границу, концерты. В 1991 году уехала в Германию, но, как подчеркнула Рамзия Усеинова, Губайдулина — человек и композитор мирового масштаба, поэтому свой отъезд она не восприняла как разлуку с родиной:

– Сейчас София Асгатовна живет в местечке на пять домов под Гамбургом, в доме с садом, где есть маленький пруд и большое дерево. Живет одиноко, много работает. Недавно завершила крупное сочинение «О любви и ненависти». На премьеру претендовали оркестры в Европе, но Губайдулина хочет, чтобы оно впервые было исполнено в Казани.

«Эмигрируя, они унесли Родину на своих подошвах» Далее в рубрике «Эмигрируя, они унесли Родину на своих подошвах»Какую историю рассказывает единственный в стране дом-музей поэта Боратынского и его потомков Читайте в рубрике «Титульная страница» Выборы и КрымЗачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения Выборы и Крым

Комментарии

03 июня 2016, 11:21
Спасибо автору статьи за интерес к "персоне" крупнейшего современного композитора Софии Губайдулиной. Хочется надеяться, что и руководители культурных ведомств, симфонических оркестров - все те, от кого зависит наша культура не забывали о тех, кто не только является гордостью нашей России, но ее духовными водителями. В мире многие это понимают.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»